I. Общие положения
В докладе о результатах и основных направлениях деятельности управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов, управление) отражены результаты деятельности за 2012 год и определены основные направления деятельности на 2013 – 2015 годы.
В соответствии с Положением об управлении финансов администрации ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 10.12.2009 № 84, управление финансов является органом администрации ЗАТО Александровск, осуществляющим функции по выработке и проведению на территории ЗАТО Александровск единой муниципальной политики, правовому регулированию, контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере, а так же функции финансового органа администрации ЗАТО Александровск.
Сфера деятельности управления финансов как финансового органа администрации ЗАТО Александровск определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 22.09.2009 № 46.
Управление обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, обеспечивает формирование и эффективное исполнение бюджета муниципального образования, осуществляет в пределах своей компетенции муниципальный финансовый контроль, обеспечивает соблюдение законности и совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, организует исполнение бюджета муниципального образования на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Управление финансов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
Управление финансов подотчетно главе администрации ЗАТО Александровск.
Финансовое обеспечение деятельности управления финансов осуществляется за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск.
Деятельность управления ориентирована на внедрение принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом эффективного исполнения расходных обязательств.
Внешними условиями, необходимыми для достижения вышеуказанных целей, являются своевременное и качественное предоставление субъектами бюджетного планирования документов и материалов по вопросам составления и исполнения бюджета, а так же активные действия главных администраторов доходов по администрированию закрепленных за ними доходов, по совершенствованию системы финансового менеджмента в сфере установленных им функций.
Основная функция управления финансов состоит в обеспечении полного и своевременного выполнения расходных обязательств бюджета городского округа, установленных муниципальными правовыми актами, а также вытекающими из заключенных от имени муниципального образования договоров и соглашений.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансового обеспечения этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на достижение конечных общественно значимых результатов.
II. Результаты деятельности за 2012 год
Направление 1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета муниципального образования ЗАТО Александровск
На 2012 год местный бюджет ЗАТО Александровск разработан на основе прогноза социально-экономического развития, носящего консервативный характер.
Основными задачами утвержденного бюджета на 2012 год были определены:
- выполнение в полном объеме действующих бюджетных обязательств, что особенно важно в условиях реализации Федерального закона Российской Федерации № 83-ФЗ,
- недопущение роста просроченной кредиторской задолженности,
- проведение мероприятий по увеличению доходной части местного бюджета,
- недопущение необоснованного роста долговой нагрузки на бюджет.
По итогам уточнения показателей местного бюджета ЗАТО Александровск утвержденный дефицит местного бюджета ЗАТО Александровск составляет 17 605,71 тыс.рублей, что не противоречит действующему бюджетному законодательству Российской Федерации. Дефицит образовался за счет возврата в 2012 году неиспользованных целевых средств федерального и областного бюджетов, не освоенных в полном объеме в 2011 году.
Фактически местный бюджет ЗАТО Александровск в 2012 году исполнен с профицитом в размере 106 086,18 тыс.рублей.
Просроченная кредиторская задолженность местного бюджета на 01.01.2013 года снижена по сравнению с 01.01.2012 года на 20 982,39 тыс.рублей и составила 1 509,83 тыс.рублей.
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2013 года составил 53 981,0 тыс.рублей, что меньше размера муниципального долга по состоянию на 01.01.2012 г. на 58 289,0 тыс.рублей.
Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета ЗАТО Александровск в 2012 году получены в сумме 788 707,65 тыс.рублей, что на 199 254,13 тыс.рублей (33,8 %) больше, чем в 2011 году.
Недоимка по неналоговым доходам в 2012 году снижена на 2 109,0 тыс.рублей и составила по состоянию на 01.01.2013 года – 7 231,0 тыс.рублей.
В целях повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования, сокращения недоимки по налогам и сборам и мобилизации дополнительных доходов, в ЗАТО Александровск действует межведомственная комиссия при администрации ЗАТО Александровск.
В 2012 году состоялись 10 заседаний комиссии с участием представителей администрации ЗАТО Александровск, налоговых органов, внебюджетных фондов, должников по налогам и сборам. По итогам заседаний общая сумма погашенной задолженности по налогам и сборам составила 19 332,0 тыс.рублей (в том числе налог на доходы физических лиц – 912,0 тыс.рублей). Ранее заявленные убытки уменьшены налогоплательщиками на 793,0 тыс.рублей.
Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов в 2012 году начат внедряться программно-целевой метод бюджетного планирования.
Программно-целевые методы бюджетного планирования на территории муниципального образования реализуются путем принятия муниципальных целевых программ.
В течение 2012 года за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск осуществлялось финансирование 13 муниципальных целевых программ.
Общая сумма расходов на реализацию муниципальных целевых программ в 2012 году составила 293 258,4 тысяч рублей или 14,1 % от общей суммы расходов местного бюджета ЗАТО Александровск, произведенных в 2012 году.
Уровень освоения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию муниципальных целевых программ по состоянию на 01.01.2013 составляет 93,4 %.
В 2012 году в ЗАТО Александровск реализованы мероприятия тринадцати муниципальных целевых программ:
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения и снижения дорожно-транспортного травматизма в ЗАТО Александровск" на 2010 - 2012 годы (план – 7 622,3 тыс.рублей, исполнено – 7 575,2 тыс.рублей (99,4 %));
- Адресная программа по поэтапному переходу на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 - 2016 годы (план – 13 606,2 тыс.рублей, исполнено – 3 364,9 тыс.рублей (24,7 %));
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие информационно-коммуникационных систем ЗАТО Александровск на 2010-2012 годы» (план – 24 635,9 тыс.рублей, исполнено – 23 589,9 тыс.рублей (95,8 %)) ;
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов ЗАТО Александровск» в 2011-2015 годах (план – 224,5 тыс.рублей, исполнено – 224,5 тыс.рублей (100,0 %));
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования ЗАТО Александровск" (план – 7 734,8 тыс.рублей, исполнено – 7 702,5 тыс.рублей (99,6 %));
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Создание условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации граждан" на 2011-2013 годы (план – 902,4 тыс.рублей, исполнено – 901,0 тыс.рублей (99,9 %)) ;
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Культура ЗАТО Александровск" на 2011 - 2013 годы (план – 8 986,0 тыс.рублей, исполнено – 8 985,0 тыс.рублей (99,9 %));
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в ЗАТО Александровск" (план – 1 653,1 тыс.рублей, исполнено – 1 652,0 тыс.рублей (99,9 %)) ;
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности населения и выполнение мероприятий гражданской обороны в ЗАТО Александровск" на 2012 - 2014годы (план – 50 469,5 тыс.рублей, исполнено – 41 930,3 тыс.рублей (83,1 %));
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан ЗАТО Александровск" (план – 1 188,5 тыс.рублей, исполнено – 1 138,4 тыс.рублей (95,8 %)) ;
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов ЗАТО Александровск на 2011- 2013 годы" (план – 250,0 тыс.рублей, исполнено – 228,3 тыс.рублей (91,3 %));
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Благоустройство территории муниципального образования ЗАТО Александровск" на 2012 – 2014 годы (план – 98 905,6 тыс.рублей, исполнено – 98 050,2 тыс.рублей (99,1 %));
- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Обеспечение собираемости платежей населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги в ЗАТО Александровск на 2010 - 2012 годы" (план – 97 916,1 тыс.рублей, исполнено – 97 916,1 тыс.рублей (100,0 %)).
Направление 3. Совершенствование правового статуса муниципальных учреждений
В результате проведенных в 2011 году мероприятий по реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ изменен механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав): с 01.01.2012 года муниципальные бюджетные учреждения переведены со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания.
В 2012 году в ЗАТО Александровск функционировали 57 муниципальных учреждений нового типа:
7 – муниципальных казенных учреждений,
45 – муниципальных бюджетных учреждений,
5 – муниципальных автономных учреждений.
В 2012 году удельный вес муниципальных бюджетных и автономных учреждений, которым утверждены муниципальные задания, составляет 100 %.
Направление 4. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
В соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 27.02.2012 № 441 по итогам 9 месяцев 2012 года проведен мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств местного бюджета ЗАТО Александровск. В соответствии с установленным сроком, рейтинг главных администраторов средств местного бюджета ЗАТО Александровск размещен в сети Интернет на официальном сайте ЗАТО Александровск.
Рейтинг главных администраторов средств местного бюджета ЗАТО Александровск за 9 месяцев 2012 года сложился следующим образом:
1. Управление образования администрации ЗАТО Александровск – 93,05 %
2. Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск – 93,0 %.
3. Администрация ЗАТО Александровск – 80,12 %.
4. Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск – 59,51 %.
До 1 мая 2013 года в сети Интернет будет размещен рейтинг главных администраторов средств местного бюджета ЗАТО Александровск за 2012 год.
В результате проведения мероприятий по оптимизации, штатная численность муниципальных служащих и утвержденные расходы на содержание органов местного самоуправления на 2012 год приведены в соответствие с нормативом, установленным постановлением Правительства Мурманской области от 14.03.2011 № 104-ПП «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области на 2011 год».
В целях повышения уровня технической оснащенности и программной обеспеченности на территории ЗАТО Александровск реализуется долгосрочная муниципальная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов ЗАТО Александровск на 2011- 2013 годы" (заказчик – координатор – управление финансов).
В 2012 году в рамках реализации Программы органами местного самоуправления ЗАТО Александровск приобретено оборудование на общую сумму 136,5 тыс.рублей.
В целях повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления ЗАТО Александровск в 2012 году прошли обучение на курсах и приняли участие в семинарах 8 сотрудников. Общая стоимость обучения составила 91,8 тыс.рублей.
Реализация Программы на территории ЗАТО Александровск стала одним из условий получения местным бюджетом ЗАТО Александровск дополнительных финансовых средств из областного бюджета в общей сумме 32 156,5 тыс.рублей, в том числе
- субсидия на поддержку муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление муниципальными финансами в сумме 14 467,6 тыс.рублей;
- дотация на поддержку муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление муниципальными финансами в сумме 17 688,9 тыс.рублей.
Указанные дополнительные финансовые средства использованы на реализацию полномочий органов местного самоуправления, определенных статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
Направление 5. Развитие системы муниципального финансового контроля
В 2012 году отделом контрольно-ревизионной работы управления финансов администрации ЗАТО Александровск проведено 11 проверок. В том числе:
1. Внеплановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «База механизации» за период с 01.01.2011 по 01.10.2011.
Результат:
- разработан план устранения нарушений, проведено служебное расследование.
2. Внеплановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного предприятия информации «А-медиа» ЗАТО Александровск за период с 18.08.2010 по 31.12.2011.
Результат:
- материалы об отсутствии лицензии на услуги связи для целей кабельного вещания в период с 10.09.2010 по 01.12.2010 в г.Гаджиево и п.Оленья Губа направлены в ОМВД АО ЗАТО Александровск;
- разработан план устранения нарушений, излишки в кассе оприходованы, в ИФНС №2 по МО подано заявление о смене объекта налогообложения, работникам, получившим неправомерные выплаты предложено средства вернуть, бухгалтерский учет приводится в соответствие с законодательными нормами.
3. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета на содержание муниципального казенного учреждения «Центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ЗАТО Александровск» за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Результат:
- разработан план устранения нарушений, наложены дисциплинарные взыскания на начальника и главного бухгалтера, на суммы излишне начисленных выплат уменьшены лимиты финансирования на 2012 год, взыскано с работников учреждения 38 874,34 руб.
4. Поверка достоверности расчета и перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей, перечисляемой в бюджет ЗАТО Александровск, муниципальным унитарным предприятием «Расчетно-кассовый центр г.Полярный Мурманской области» за 2009 – 2011 годы.
Результат:
- принято решение о ликвидации предприятия.
5. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности на содержание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №56» г.Полярного за период 01.01.2011 по 31.12.2011.
Результат:
- направлено письмо в межрайонную ИФНС России №2 по МО об административном наказании руководителя;
- разработан план устранения нарушений, объявлен выговор заведующей учреждения:
- произведены доначисления работникам учреждения;
- ведется работа по переходу на безналичные расчеты, кассовая дисциплина приведена к нормам законодательства.
6. Проверка соблюдения законодательства в сфере размещения заказов муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №56» г.Полярного за период 01.01.2011 по 31.12.2011.
Результат:
Нарушений не установлено.
7. Проверка исполнения муниципальных контрактов на выполнение работ по механизированной уборке дорог (магистральных и междворовых проездов) в г.Полярном ЗАТО Александровск в 2010 – 2012 годах.
Результат:
Рекомендовано разработать и утвердить нормативный акт ЗАТО Александровск о разграничении принадлежности по убираемым площадям междворовых проездов в ЗАТО Александровск.
8. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности на содержание муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дворец культуры «Современник» за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Результат:
- разработан план устранения нарушений,
- наложены дисциплинарные замечания на директора и главного бухгалтера,
- излишне начисленная заработная плата возвращена в бюджет в сумме 7 620,37 руб.,
- возмещен на расчетный счет учреждения неполученный доход в сумме 6 246,20 руб.,
- возмещен в бюджет ущерб от неправомерно списанного бензина в сумме 678,77 руб., незаконно оплаченные из средств от приносящей доход деятельности штрафы в сумме 2 000,00 руб. и телефонные переговоры в сумме 4 760,08 руб.
9. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета, средств от приносящей доход деятельности и муниципального имущества муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2» за период с 01.01.2010 по 30.09.2012.
Результат:
- разработан план устранения нарушений,
- директор и главный бухгалтер уволены.
10. Проверка соблюдения законодательства в сфере размещения заказов муниципальным казенным учреждением «Служба городского хозяйства ЗАТО Александровск» при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по диспетчеризации 63-х лифтов с использованием оборудования лифтовой диспетчерской связи ЛКДС «Обь» в 2012 году.
Результат:
- рекомендовано по выявленным нарушениям провести служебное расследование с целью их недопущения впредь.
11. Проверка финансово-хозяйственной деятельности унитарного муниципального предприятия «Колос».
Результат:
- работа с предприятием по представленным возражениям.
Направление 6. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В настоящее время для проектирования, исполнения и анализа местного бюджета ЗАТО Александровск используются несколько программных комплексов.
Исполнение местного бюджета ЗАТО Александровск реализовано на базе программного комплекса "Бюджет-КС".
Формирование бюджетной отчетности осуществляется в программном продукте «Свод-WEB» в режиме удаленного формирования, расчета и проверки форм бухгалтерской, кадровой и статистической отчетности.
Проект местного бюджета на 2012 год сформирован в автоматизированной системе целеполагания Мурманской области на основе программного комплекса «БИС-СБОР».
В целях повышения качества управления муниципальными финансами планируется развивать автоматизированную систему, которая объединит процессы проектирования, исполнения и анализа местного бюджета ЗАТО Александровск в единое целое и повысит доступность информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления ЗАТО Александровск и бюджетополучателей путем публикации информации в сети Интернет.
В настоящее время информация о показателях местного бюджета ежеквартально размещается на официальном сайте ЗАТО Александровск и в средствах массовой информации.
III. Основные направления деятельности на 2013 – 2015 годы
Приоритетными направлениями бюджетной политики управления финансов администрации ЗАТО Александровск на среднесрочную перспективу являются:
1. Создание, внедрение и дальнейшая реализация программно-целевых принципов планирования бюджета.
2. Создание стимулов для увеличения поступления доходов в местный бюджет.
3. Обеспечение финансовой гибкости и устойчивости бюджета, снижение объема дефицита местного бюджета и долговой нагрузки на местный бюджет.
4. Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами ЗАТО Александровск.
5. Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
1. Создание, внедрение и дальнейшая реализация программно-целевых принципов планирования бюджета
Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 21.12.2012 № 90 утвержден местный бюджет ЗАТО Александровск на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, сформированный с учетом программно-целевых принципов планирования бюджета.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов разработан на основании 41 муниципальной программы, в том числе:
Аналитические ведомственные целевые программы – 5;
Ведомственные целевые программы – 25;
Долгосрочные целевые программы – 11.
97 % расходов, осуществляемых за счет средств местного бюджета (без учета целевых средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации) будут осуществляться в 2013 году в рамках реализации муниципальных целевых программ.
В целях обеспечения взаимосвязи между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономического развития ЗАТО Александровск, программно-целевые принципы планирования бюджета посредством принятия муниципальных целевых программ будут применяться при формировании проектов бюджетов на последующие годы.
2. Создание стимулов для увеличения поступления доходов в местный бюджет
Для решения данной задачи необходимо проведение следующих мероприятий:
- повышение реалистичности финансового планирования, улучшение качества прогнозирования доходов местного бюджета;
- взаимодействие с налогоплательщиками, зарегистрированными на территории ЗАТО Александровск по вопросам недопущения снижения поступлений перечисляемых ими в местный бюджет налогов, сборов и иных платежей;
- эффективное использование муниципального имущества, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
- проведение мероприятий по инвентаризации ранее предоставленных налоговых льгот и оценка их эффективности;
- анализ налоговых льгот, предоставленных федеральным и региональным законодательством, и внесение необходимых законодательных инициатив в региональные органы власти.
Реализация указанных мероприятий позволит повысить стабильность поступления доходов в местный бюджет ЗАТО Александровск и обеспечит сбалансированность бюджетной системы в среднесрочной перспективе.
3. Обеспечение финансовой гибкости и устойчивости бюджета, снижение объема дефицита местного бюджета и долговой нагрузки на местный бюджет
Политика в области управления муниципальным долгом ЗАТО Александровск на 2013 – 2015 годы будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности местного бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости;
- планирование объема заимствований в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом обслуживать муниципальный долг ЗАТО Александровск;
- соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по размеру дефицита бюджета и предельному объему муниципального долга.
4. Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами ЗАТО Александровск
Для достижения указанных целей необходимо активное участие в мероприятиях по формированию единого информационного пространства, проводимых на региональном уровне.
Участие в реализации мероприятий, направленных на формирование и функционирование единого информационного пространства позволит:
- обеспечить полноценную автоматизированную поддержку единых процессов управления общественными финансами;
- оптимизировать процессы управления общественными финансами за счет упрощения отдельных процедур в рамках единых автоматизированных информационных систем;
- поддерживать стабильно высокое качество управления общественными финансами;
- повысить возможности по анализу финансово-экономической информации, прогнозированию и моделированию вариантов развития за счет снижения затрат времени на сбор, консолидацию и техническую обработку разрозненных данных.
5. Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности органов местного самоуправления
Размещение информации в сети Интернет способствует созданию механизма реализации принципа открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей. Централизованный подход к аккумулированию и отражению информации ведет к оптимизации бюджетных расходов на внедрение и поддержку ИТ - решений, при этом обеспечивается бесперебойность и надежность функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации.