I. Общие положения
В докладе о результатах и основных направлениях деятельности управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов, управление) отражены результаты деятельности за 2014 год и определены основные направления деятельности на 2015 – 2017 годы.
В соответствии с Положением об управлении финансов администрации ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 10.12.2009 № 84 (с изменениями по состоянию на 29.04.2014 г.), управление финансов является органом администрации ЗАТО Александровск, осуществляющим функции по выработке и проведению на территории ЗАТО Александровск единой муниципальной политики, правовому регулированию, внутреннему финансовому контролю, а так же функции финансового органа администрации ЗАТО Александровск.
Сфера деятельности управления финансов как финансового органа администрации ЗАТО Александровск определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 14.
Управление обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, обеспечивает формирование и эффективное исполнение бюджета муниципального образования, осуществляет в пределах своей компетенции муниципальный финансовый внутренний контроль, обеспечивает соблюдение законности и совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, организует исполнение бюджета муниципального образования на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Управление финансов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
Управление финансов подотчетно главе администрации ЗАТО Александровск.
Финансовое обеспечение деятельности управления финансов осуществляется за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск.
Деятельность управления ориентирована на внедрение принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом эффективного исполнения расходных обязательств.
Внешними условиями, необходимыми для достижения вышеуказанных целей, являются своевременное и качественное предоставление субъектами бюджетного планирования документов и материалов по вопросам составления и исполнения бюджета, а так же активные действия главных администраторов доходов по администрированию закрепленных за ними доходов, по совершенствованию системы финансового менеджмента в сфере установленных им функций.
Основная функция управления финансов состоит в обеспечении полного и своевременного выполнения расходных обязательств бюджета городского округа, установленных муниципальными правовыми актами, а также вытекающими из заключенных от имени муниципального образования договоров и соглашений.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансового обеспечения этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на достижение конечных общественно значимых результатов.
II. Результаты деятельности за 2014 год
Направление 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования ЗАТО Александровск
На 2014 год местный бюджет ЗАТО Александровск разработан на основе прогноза социально-экономического развития, носящего консервативный характер.
Основными задачами утвержденного бюджета на 2014 год были определены:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств муниципального образования и реализации задач, поставленных в указах президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года,
- укрепление налогового потенциала ЗАТО Александровск, обеспечивающего бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе,
- минимизация рисков несбалансированности местного бюджета в долгосрочном периоде за счет формирования бюджетных проектировок, основанных на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития муниципального образования при условии ограничения и последующего снижения бюджетного дефицита и недопущения увеличения принимаемых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками их реализации, с одновременным выполнением принятых социальных обязательств,
- оптимизация структуры и повышение эффективности расходов местного бюджета, в том числе за счет выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей, оптимизация муниципальных закупок, бюджетной сети и численности муниципальных служащих,
- совершенствование программно-целевых методов управления, развитие механизмов их реализации, в том числе в рамках перехода на муниципальные программы;
- стимулирование финансовой самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса за счет более активного включения в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов;
- мониторинг финансового положения ЗАТО Александровск, изменений основных параметров местного бюджета, структуры расходов, муниципального долга;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, повышение прозрачности местного бюджета и открытости бюджетного процесса.
Основные параметры исполнения бюджета ЗАТО Александровск за 2014 год:
Доходная часть бюджета ЗАТО Александровск в 2014 году исполнена в объеме - 2 242 401,5 тыс.рублей (97,14 % от утвержденных бюджетных ассигнований). Исполнение плана по сбору налоговых и неналоговых поступлений составило - 705 395,0 тыс.рублей или 91,9 % от утвержденных бюджетных назначений. Исполнение по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ЗАТО Александровск доходов составило 1 537 006,5 тыс.рублей или 99,75 % от утвержденных бюджетных назначений.
В целях повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования, сокращения недоимки по налогам и сборам и мобилизации дополнительных доходов, в ЗАТО Александровск действует межведомственная комиссия при администрации ЗАТО Александровск.
В 2014 году состоялись 10 заседаний комиссии с участием представителей администрации ЗАТО Александровск, налоговых органов, внебюджетных фондов, должников по налогам и сборам. На заседания было приглашено 80 налогоплательщиков, в том числе по задолженности по налогам и сборам – 33, нерентабельные организации – 23, по задолженности по налогу на имущество физических лиц – 24.
По итогам заседаний общая сумма погашенной задолженности по налогам и сборам составила 19 274,0 тыс.рублей, в том числе
- налог на доходы физических лиц – 1 907,0,0 тыс.рублей;
- налог на добавленную стоимость – 15 720,0 тыс.рублей;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет – 250,1 тыс.рублей;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ – 1 171,0 тыс.рублей;
- транспортный налог – 3,9 тыс.рублей;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 222,0 тыс.рублей.
Расходная часть местного бюджета ЗАТО Александровск в 2014 году исполнена в объеме 2 484 852 тыс. руб. (94,66% от утвержденных бюджетных ассигнований), в том числе:
- общегосударственные вопросы – 97,92 % (уточненный план – 178 982 тыс. руб., исполнено – 174 501 тыс. руб.);
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 95,84 % (уточненный план – 54 059 тыс. руб., исполнено – 51 611 тыс. руб.);
- национальная экономика – 99,32 % (уточненный план – 141 887 тыс. руб., исполнено – 139 959 тыс. руб.);
- жилищно-коммунальное хозяйство – 96,46 % (уточненный план – 178 075 тыс.руб., исполнено – 176 488 тыс. руб.);
- охрана окружающей среды – 100,0% (уточненный план – 859 тыс.руб., исполнено – 859 тыс.руб.);
- образование – 92,71 % (уточненный план – 1 628 015 тыс. руб., исполнено – 1 509 319 тыс. руб.);
- культура, кинематография – 99,83 % (уточненный план – 177 564 тыс.руб., исполнено – 177 261 тыс. руб.);
- социальная политика – 98,32 % (уточненный план – 55 787 тыс.руб., исполнено – 54 230 тыс. руб.);
- физическая культура и спорт – 97,52 % (уточненный план – 4 467 тыс.руб., исполнено – 4 298 тыс. руб.);
- средства массовой информации – 100 % (уточненный план – 3 000 тыс.руб., исполнено – 3 000 тыс. руб.);
- обслуживание государственного и муниципального долга - 99,96 % (уточненный план – 2 182 тыс. руб., исполнено – 2 181 тыс. руб.).
Дефицит местного бюджета ЗАТО Александровск на 2014 год согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.12.2013 № 87 (с изменениями на 24.12.2014 г.) утвержден в размере 176 443,1 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета определены:
- получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме – 96 800,0 тыс.рублей;
- погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в сумме – (- 25 727,0) тыс.рублей;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме – 105 370,1 тыс.рублей.
Фактический размер дефицита бюджета ЗАТО Александровск за 2014 год сложился в размере – 109 739,6 тыс.рублей.
Фактически сложившийся дефицит бюджета покрыт за счет следующих источников:
- кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме – 96 800,0 тыс.рублей;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме – 38 666,6 тыс.рублей.
Кроме того в составе источников финансирования дефицита бюджета произведено погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в сумме – (- 25 727,0) тыс.рублей.
Бюджетная отчетность муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области по состоянию на 01.01.2015 составлена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 № 191н (далее – Инструкция 191н), в срок, установленный приказом Министерства финансов Мурманской области от 11.12.2014 № 123н «О сроках представления годовой отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований Мурманской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области, сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются органами местного самоуправления, за 2014 год, месячной и квартальной отчетности в 2015 году», на основании бюджетной отчетности главных распорядителей (распорядителей) и прямых получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета путем суммирования одноименных показателей и исключения взаимосвязанных показателей.
Расходование средств резервного фонда администрации ЗАТО Александровск в 2014 году было осуществлено на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, пострадавших в результате ЧС природного характера – опасного природного явления, возникшего 22.04.2014 года (ураганный ветер), в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 05.05.2014 г. Необоснованного расходования средств резервного фонда не зафиксировано.
Просроченная кредиторская задолженность местного бюджета на 01.01.2015 года снижена по сравнению с 01.01.2014 года на 201,41 тыс.рублей и составила 13,0 тыс.рублей.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в 2014 году осуществлялся в соответствии Административным регламентом исполнения управлением финансов администрации ЗАТО Александровск муниципальной функции по осуществлению финансового контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств местного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Александровск от 24.05.2010 №738. На отдел контрольно-ревизионной работы возложены задачи по осуществлению на территории ЗАТО Александровск последующего финансового контроля. Основными целями контроля являются определение законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств городского бюджета. Последующий контроль осуществляется после совершения финансовых операций, в том числе путем проведения ревизий, проверок отчетности о результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества, выполнения муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В 2014 году ревизорами управления финансов администрации ЗАТО Александровск в составе 4-х специалистов проведено:
- 5 плановых финансовых проверок:
1. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным учреждением культуры "Городской историко - краеведческий музей г.Полярного" за период с 01.01.2012 по 31.12.2013;
2. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г.Снежногорск» за период с 01.01.2012 по 31.12.201;
3. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №13» г.Полярного за период с 01.01.2013 по 31.12.2013;
4. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Полярный» за период с 01.01.2012 по 31.12.2013;
5. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности Муниципальным казенным учреждением ЗАТО Александровск "Информационные технологии" за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
- 2 внеплановые финансовые проверки:
1. Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "База механизации" за период с 01.10.2012 по 30.09.2013;
2. Камеральная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения "Центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" ЗАТО Александровск за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, среди них:
1. Нарушения Гражданского кодекса РФ при заключении и выполнении условий договоров с контрагентами.
2. Нарушения Трудового кодекса РФ при оформлении трудовых договоров с работниками, предоставлении отпусков, привлечении к работе в выходные и праздничные дни и др.
3. Нарушения Бюджетного кодекса РФ в части неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.
4. Нарушения Федерального закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
- при отражении хозяйственных операций в учете,
- оформлении первичных документов,
- проведении инвентаризации имущества и обязательств,
- формировании учетной политики организации и др.
По результатам выявлено неправомерное расходование бюджетных средств и средств бюджетных учреждений в сумме 2 167 205,59 руб., возмещено – 1 213 455,11 руб., из них в бюджет ЗАТО Александровск 31 842,06 руб. и на расчетные счета проверяемых организаций – 1 181 613,05 руб.
По результатам проверок составлены акты, выписаны предписания об устранении нарушений законодательства. Руководителями проверенных организаций приняты меры и разработаны планы по устранению допущенных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности. Информация о принятых мерах представлена в управление финансов администрации ЗАТО Александровск.
Выявленные нарушения в ходе ревизии оперативно доводятся до сведения учредителей проверяемых организаций с целью недопущения нарушений другими подведомственными организациями. На основании анализа выявленных нарушений готовятся предложения по их устранению.
В 2014 году также проведены 5 плановых и 27 внеплановых проверок в сфере закупок согласно Закону РФ №44-ФЗ. Проверено 119 закупок организаций, проведенных за счет средств местного бюджета, с целью согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком при проведении запросов котировок и электронных аукционов. Также проверена 21 закупка, проведенная вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Проверки проводились в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по контролю за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 07.03.2014 №575. Для проведения данных проверок согласно нормативным актам создана Инспекция из специалистов Управления финансов администрации. Для принятия решений по результатам проведения внеплановых проверок по информации о нарушении законодательства в сфере закупок, содержащего признаки административного правонарушения, создана Комиссия по осуществлению контроля в сфере закупок для муниципальных нужд ЗАТО Александровск.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений при формировании документации для закупки, при размещении и проведении закупок. Материалы по 16 внеплановым и 2 плановым проверкам, по которым установлены нарушения, предусматривающие административную ответственность, направлены в ФАС по Мурманской области для рассмотрения и принятия решения о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
Направление 2. Повышение качества бюджетного процесса в ЗАТО Александровск
В рамках данного направления осуществляется основная деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов) по нормативному правовому регулированию бюджетного процесса в ЗАТО Александровск, совершенствованию планирования, исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
Основные результаты достигнутые в 2014 году:
Проект решения «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – проект бюджета) внесен в Совет депутатов ЗАТО Александровск 15 ноября 2013 года в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск.
В основу формирования расходной части проекта бюджета был положен программно-целевой метод планирования. Расходная часть местного бюджета разработана в соответствии с Перечнем муниципальных программ ЗАТО Александровск, утвержденным распоряжением администрации ЗАТО Александровск от 12.08.2013 № 391 – р.
Проект бюджета прошел все процедуры, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, и был принят с учетом поправок, внесенных ко 2 чтению в текстовую часть проекта решения на основании результатов публичных слушаний.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утвержден решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.12.2013 № 87 (далее – решение о бюджете) в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов принят к исполнению в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 27.12.2013 г. № 3116 «О мерах по реализации решения Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Исполнение решения о бюджете в 2014 году было организовано на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана местного бюджета в соответствии с установленным управлением финансов порядке.
Формирование, утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств местного бюджета осуществлено в порядке и в сроки установленные приказом управления финансов. Нарушений не зафиксировано.
Финансовое обеспечение расходных обязательств местного бюджета осуществлялось путем доведения до главных распорядителей средств местного бюджета предельных объемов финансирования в установленном управлением финансов порядке. Кассовые планы выплат, поступившие в течение 2014 года в установленном порядке в адрес управления финансов, выполнены на 100 %.
Предельные объемы финансирования формировались с учетом остатка средств на едином счете местного бюджета, доступного к распределению.
Направление 3. Оптимизация управления муниципальным долгом
Основными задачами утвержденного бюджета на 2014 год были определены:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств муниципального образования и реализации задач, поставленных в указах президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года,
- укрепление налогового потенциала ЗАТО Александровск, обеспечивающего бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе,
- минимизация рисков несбалансированности местного бюджета в долгосрочном периоде за счет формирования бюджетных проектировок, основанных на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития муниципального образования при условии ограничения и последующего снижения бюджетного дефицита и недопущения увеличения принимаемых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками их реализации, с одновременным выполнением принятых социальных обязательств,
- оптимизация структуры и повышение эффективности расходов местного бюджета, в том числе за счет выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей, оптимизация муниципальных закупок, бюджетной сети и численности муниципальных служащих,
- совершенствование программно-целевых методов управления, развитие механизмов их реализации, в том числе в рамках перехода на муниципальные программы;
- стимулирование финансовой самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса за счет более активного включения в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов;
- мониторинг финансового положения ЗАТО Александровск, изменений основных параметров местного бюджета, структуры расходов, муниципального долга;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, повышение прозрачности местного бюджета и открытости бюджетного процесса.
Основные параметры исполнения бюджета ЗАТО Александровск за 2014 год:
Доходная часть бюджета ЗАТО Александровск в 2014 году исполнена в объеме - 2 242 401,5 тыс.рублей (97,14 % от утвержденных бюджетных ассигнований). Исполнение плана по сбору налоговых и неналоговых поступлений составило - 705 395,0 тыс.рублей или 91,9 % от утвержденных бюджетных назначений. Исполнение по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ЗАТО Александровск доходов составило 1 537 006,5 тыс.рублей или 99,75 % от утвержденных бюджетных назначений.
В целях повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования, сокращения недоимки по налогам и сборам и мобилизации дополнительных доходов, в ЗАТО Александровск действует межведомственная комиссия при администрации ЗАТО Александровск.
В 2014 году состоялись 10 заседаний комиссии с участием представителей администрации ЗАТО Александровск, налоговых органов, внебюджетных фондов, должников по налогам и сборам. На заседания было приглашено 80 налогоплательщиков, в том числе по задолженности по налогам и сборам – 33, нерентабельные организации – 23, по задолженности по налогу на имущество физических лиц – 24.
По итогам заседаний общая сумма погашенной задолженности по налогам и сборам составила 19 274,0 тыс.рублей, в том числе
- налог на доходы физических лиц – 1 907,0,0 тыс.рублей;
- налог на добавленную стоимость – 15 720,0 тыс.рублей;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет – 250,1 тыс.рублей;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ – 1 171,0 тыс.рублей;
- транспортный налог – 3,9 тыс.рублей;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 222,0 тыс.рублей.
Расходная часть местного бюджета ЗАТО Александровск в 2014 году исполнена в объеме 2 484 852 тыс. руб. (94,66% от утвержденных бюджетных ассигнований), в том числе:
- общегосударственные вопросы – 97,92 % (уточненный план – 178 982 тыс. руб., исполнено – 174 501 тыс. руб.);
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 95,84 % (уточненный план – 54 059 тыс. руб., исполнено – 51 611 тыс. руб.);
- национальная экономика – 99,32 % (уточненный план – 141 887 тыс. руб., исполнено – 139 959 тыс. руб.);
- жилищно-коммунальное хозяйство – 96,46 % (уточненный план – 178 075 тыс.руб., исполнено – 176 488 тыс. руб.);
- охрана окружающей среды – 100,0% (уточненный план – 859 тыс.руб., исполнено – 859 тыс.руб.);
- образование – 92,71 % (уточненный план – 1 628 015 тыс. руб., исполнено – 1 509 319 тыс. руб.);
- культура, кинематография – 99,83 % (уточненный план – 177 564 тыс.руб., исполнено – 177 261 тыс. руб.);
- социальная политика – 98,32 % (уточненный план – 55 787 тыс.руб., исполнено – 54 230 тыс. руб.);
- физическая культура и спорт – 97,52 % (уточненный план – 4 467 тыс.руб., исполнено – 4 298 тыс. руб.);
- средства массовой информации – 100 % (уточненный план – 3 000 тыс.руб., исполнено – 3 000 тыс. руб.);
- обслуживание государственного и муниципального долга - 99,96 % (уточненный план – 2 182 тыс. руб., исполнено – 2 181 тыс. руб.).
Дефицит местного бюджета ЗАТО Александровск на 2014 год согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.12.2013 № 87 (с изменениями на 24.12.2014 г.) утвержден в размере 176 443,1 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета определены:
- получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме – 96 800,0 тыс.рублей;
- погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в сумме – (- 25 727,0) тыс.рублей;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме – 105 370,1 тыс.рублей.
Фактический размер дефицита бюджета ЗАТО Александровск за 2014 год сложился в размере – 109 739,6 тыс.рублей.
Фактически сложившийся дефицит бюджета покрыт за счет следующих источников:
- кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме – 96 800,0 тыс.рублей;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме – 38 666,6 тыс.рублей.
Кроме того в составе источников финансирования дефицита бюджета произведено погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в сумме – (- 25 727,0) тыс.рублей.
Бюджетная отчетность муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области по состоянию на 01.01.2015 составлена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 № 191н (далее – Инструкция 191н), в срок, установленный приказом Министерства финансов Мурманской области от 11.12.2014 № 123н «О сроках представления годовой отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований Мурманской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области, сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются органами местного самоуправления, за 2014 год, месячной и квартальной отчетности в 2015 году», на основании бюджетной отчетности главных распорядителей (распорядителей) и прямых получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета путем суммирования одноименных показателей и исключения взаимосвязанных показателей.
Расходование средств резервного фонда администрации ЗАТО Александровск в 2014 году было осуществлено на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, пострадавших в результате ЧС природного характера – опасного природного явления, возникшего 22.04.2014 года (ураганный ветер), в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 05.05.2014 г. Необоснованного расходования средств резервного фонда не зафиксировано.
Просроченная кредиторская задолженность местного бюджета на 01.01.2015 года снижена по сравнению с 01.01.2014 года на 201,41 тыс.рублей и составила 13,0 тыс.рублей.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в 2014 году осуществлялся в соответствии Административным регламентом исполнения управлением финансов администрации ЗАТО Александровск муниципальной функции по осуществлению финансового контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств местного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Александровск от 24.05.2010 №738. На отдел контрольно-ревизионной работы возложены задачи по осуществлению на территории ЗАТО Александровск последующего финансового контроля. Основными целями контроля являются определение законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств городского бюджета. Последующий контроль осуществляется после совершения финансовых операций, в том числе путем проведения ревизий, проверок отчетности о результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества, выполнения муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В 2014 году ревизорами управления финансов администрации ЗАТО Александровск в составе 4-х специалистов проведено:
- 5 плановых финансовых проверок:
1. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным учреждением культуры "Городской историко - краеведческий музей г.Полярного" за период с 01.01.2012 по 31.12.2013;
2. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г.Снежногорск» за период с 01.01.2012 по 31.12.201;
3. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №13» г.Полярного за период с 01.01.2013 по 31.12.2013;
4. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Полярный» за период с 01.01.2012 по 31.12.2013;
5. Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности Муниципальным казенным учреждением ЗАТО Александровск "Информационные технологии" за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
- 2 внеплановые финансовые проверки:
1. Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "База механизации" за период с 01.10.2012 по 30.09.2013;
2. Камеральная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения "Центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" ЗАТО Александровск за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, среди них:
1. Нарушения Гражданского кодекса РФ при заключении и выполнении условий договоров с контрагентами.
2. Нарушения Трудового кодекса РФ при оформлении трудовых договоров с работниками, предоставлении отпусков, привлечении к работе в выходные и праздничные дни и др.
3. Нарушения Бюджетного кодекса РФ в части неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.
4. Нарушения Федерального закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
- при отражении хозяйственных операций в учете,
- оформлении первичных документов,
- проведении инвентаризации имущества и обязательств,
- формировании учетной политики организации и др.
По результатам выявлено неправомерное расходование бюджетных средств и средств бюджетных учреждений в сумме 2 167 205,59 руб., возмещено – 1 213 455,11 руб., из них в бюджет ЗАТО Александровск 31 842,06 руб. и на расчетные счета проверяемых организаций – 1 181 613,05 руб.
По результатам проверок составлены акты, выписаны предписания об устранении нарушений законодательства. Руководителями проверенных организаций приняты меры и разработаны планы по устранению допущенных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности. Информация о принятых мерах представлена в управление финансов администрации ЗАТО Александровск.
Выявленные нарушения в ходе ревизии оперативно доводятся до сведения учредителей проверяемых организаций с целью недопущения нарушений другими подведомственными организациями. На основании анализа выявленных нарушений готовятся предложения по их устранению.
В 2014 году также проведены 5 плановых и 27 внеплановых проверок в сфере закупок согласно Закону РФ №44-ФЗ. Проверено 119 закупок организаций, проведенных за счет средств местного бюджета, с целью согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком при проведении запросов котировок и электронных аукционов. Также проверена 21 закупка, проведенная вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Проверки проводились в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по контролю за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 07.03.2014 №575. Для проведения данных проверок согласно нормативным актам создана Инспекция из специалистов Управления финансов администрации. Для принятия решений по результатам проведения внеплановых проверок по информации о нарушении законодательства в сфере закупок, содержащего признаки административного правонарушения, создана Комиссия по осуществлению контроля в сфере закупок для муниципальных нужд ЗАТО Александровск.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений при формировании документации для закупки, при размещении и проведении закупок. Материалы по 16 внеплановым и 2 плановым проверкам, по которым установлены нарушения, предусматривающие административную ответственность, направлены в ФАС по Мурманской области для рассмотрения и принятия решения о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
Направление 2. Повышение качества бюджетного процесса в ЗАТО Александровск
В рамках данного направления осуществляется основная деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов) по нормативному правовому регулированию бюджетного процесса в ЗАТО Александровск, совершенствованию планирования, исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
Основные результаты достигнутые в 2014 году:
Проект решения «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – проект бюджета) внесен в Совет депутатов ЗАТО Александровск 15 ноября 2013 года в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск.
В основу формирования расходной части проекта бюджета был положен программно-целевой метод планирования. Расходная часть местного бюджета разработана в соответствии с Перечнем муниципальных программ ЗАТО Александровск, утвержденным распоряжением администрации ЗАТО Александровск от 12.08.2013 № 391 – р.
Проект бюджета прошел все процедуры, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, и был принят с учетом поправок, внесенных ко 2 чтению в текстовую часть проекта решения на основании результатов публичных слушаний.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утвержден решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.12.2013 № 87 (далее – решение о бюджете) в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов принят к исполнению в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 27.12.2013 г. № 3116 «О мерах по реализации решения Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Исполнение решения о бюджете в 2014 году было организовано на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана местного бюджета в соответствии с установленным управлением финансов порядке.
Формирование, утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств местного бюджета осуществлено в порядке и в сроки установленные приказом управления финансов. Нарушений не зафиксировано.
Финансовое обеспечение расходных обязательств местного бюджета осуществлялось путем доведения до главных распорядителей средств местного бюджета предельных объемов финансирования в установленном управлением финансов порядке. Кассовые планы выплат, поступившие в течение 2014 года в установленном порядке в адрес управления финансов, выполнены на 100 %.
Предельные объемы финансирования формировались с учетом остатка средств на едином счете местного бюджета, доступного к распределению.
Направление 3. Оптимизация управления муниципальным долгом
Муниципальный долг ЗАТО Александровск по состоянию на 01.01.2015 составил 105 127,0 тыс.рублей, что на 71 073,0 тыс.рублей больше размера муниципального долга по состоянию на 01.01.2014.
В 2014 году привлечены кредитные ресурсы в сумме 96 800,0 тыс.рублей на финансирование дефицита бюджета ЗАТО Александровск из кредитной организации по результатам открытого аукциона под минимально-возможную годовую ставку 11,4%.
Качественное управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета позволило максимально отсрочить привлечение заемных средств. В целях обеспечения наименьших затрат бюджета на обслуживание муниципального долга кредитные ресурсы привлечены в ноябре 2014 года.
В 2014 году обеспечен расчет объема бюджетных ассигнований на уплату процентов за пользование бюджетными кредитами, привлеченными ранее, своевременное перечисление процентов и возврат кредитов (в сумме 25 727,0 тыс.рублей) в соответствии с графиками, установленными кредитными договорами и соглашениями.
III. Основные направления деятельности на 2015 – 2017 годы
Приоритетными направлениями бюджетной политики управления финансов администрации ЗАТО Александровск на среднесрочную перспективу являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств муниципального образования и реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- укрепление налогового потенциала ЗАТО Александровск, обеспечивающего бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- минимизация рисков несбалансированности местного бюджета в долгосрочном периоде за счет формирования бюджетных проектировок, основанных на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития муниципального образования при условии ограничения и последующего снижения бюджетного дефицита и недопущения увеличения принимаемых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками их реализации, с одновременным выполнением принятых социальных обязательств;
- оптимизация структуры и повышение эффективности расходов местного бюджета, в том числе за счет выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей, оптимизация муниципальных закупок, сети бюджетных учреждений и численности работников ОМСУ;
- совершенствование программно-целевых методов управления, развитие механизмов их реализации, в том числе в рамках перехода на формирование муниципальных программ на долгосрочный период (не менее 5 лет);
- стимулирование финансовой самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса за счет более активного включения в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов;
- анализ финансового положения ЗАТО Александровск, изменений основных параметров местного бюджета, структуры расходов, муниципального долга;
- обеспечение устойчивого функционирования сети муниципальных учреждений, совершенствование перечня, доступности и улучшения качества оказываемых ими услуг;
- совершенствование подходов к формированию муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим и расширение практики применения единой для соответствующей отрасли методологии расчета нормативных затрат на их финансовое обеспечение и в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, что позволит производить оценку качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценку эффективности деятельности организаций, послужит стимулом развития конкурентной среды при размещении муниципальных заданий на конкурсной основе;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, повышение прозрачности местного бюджета и открытости бюджетного процесса.