I. Общие положения

В докладе о результатах и основных направлениях деятельности (далее – доклад) управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов, управление) отражены результаты деятельности за 2015 год и определены основные направления деятельности на 2016 – 2018 годы.
Подготовка Доклада осуществлялась в целях реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии с Положением об управлении финансов администрации ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 06.04.2015 № 15, управление финансов является органом администрации ЗАТО Александровск, осуществляющим функции по выработке и проведению на территории ЗАТО Александровск единой муниципальной политики, правовому регулированию, внутреннему финансовому контролю, а также функции финансового органа администрации ЗАТО Александровск.
Управление является органом администрации ЗАТО Александровск, уполномоченным на осуществление функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Сфера деятельности управления финансов как финансового органа администрации ЗАТО Александровск определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 14.
Управление обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, обеспечивает формирование и эффективное исполнение бюджета муниципального образования, осуществляет в пределах своей компетенции муниципальный финансовый внутренний контроль, обеспечивает соблюдение законности и совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, организует исполнение бюджета муниципального образования на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Управление финансов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
Управление финансов подотчетно главе администрации ЗАТО Александровск.
Финансовое обеспечение деятельности управления финансов осуществляется за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск.
Деятельность управления ориентирована на внедрение принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом эффективного исполнения расходных обязательств.
Внешними условиями, необходимыми для достижения вышеуказанных целей, являются своевременное и качественное предоставление субъектами бюджетного планирования документов и материалов по вопросам составления и исполнения бюджета, а так же активные действия главных администраторов доходов по администрированию закрепленных за ними доходов, по совершенствованию системы финансового менеджмента в сфере установленных им функций.
Основная функция управления финансов состоит в обеспечении полного и своевременного выполнения расходных обязательств бюджета городского округа, установленных муниципальными правовыми актами, а также вытекающими из заключенных от имени муниципального образования договоров и соглашений.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансового обеспечения этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на достижение конечных общественно значимых результатов.

II. Результаты деятельности за 2015 год

Деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск осуществляется в рамках реализации мероприятий муниципальной программы ЗАТО Александровск «Эффективное управление муниципальными финансами и оптимизация муниципального долга ЗАТО Александровск» на 2014 - 2020 годы (далее – Программа), утвержденной постановлением администрации ЗАТО Александровск от 08.10.2013 № 2360. 
В составе Программы утверждены две подпрограммы:
- подпрограмма 1 «Совершенствование финансовой и бюджетной политики» на 2014 - 2020 годы (далее – подпрограмма 1);
- подпрограмма 2 "Эффективное управление муниципальным долгом" на 2014 - 2020 годы (далее – подпрограмма 2).

В рамках реализации Подпрограммы 1 реализованы следующие основные мероприятия:
1). Основное мероприятие «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в ЗАТО Александровск».
В рамках данного мероприятия осуществляется основная деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов) по нормативному правовому регулированию бюджетного процесса в ЗАТО Александровск, совершенствованию планирования, исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
Основные результаты достигнутые в 2015 году:
а) проект решения «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – проект бюджета) внесен в Совет депутатов ЗАТО Александровск 14 ноября 2014 года в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск; 
В основу формирования расходной части проекта бюджета был положен программно-целевой метод планирования. 
Проект бюджета прошел все процедуры, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, и был принят с учетом поправок, внесенных ко 2 чтению с учетом результатов публичных слушаний.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утвержден решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2014 № 99 (далее – решение о бюджете) в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск.
б) местный бюджет ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов принят к исполнению в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 31.12.2014 г. № 3311 «О мерах по реализации решения Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Исполнение решения о бюджете в 2015 году было организовано на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана местного бюджета в соответствии с установленном управлением финансов порядке.
Формирование, утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств местного бюджета осуществлено в порядке и в сроки установленные приказом управления финансов. Нарушений не зафиксировано.
Финансовое обеспечение расходных обязательств местного бюджета осуществлялось путем доведения до главных распорядителей средств местного бюджета предельных объемов финансирования в установленном управлением финансов порядке. 
Предельные объемы финансирования формировались с учетом остатка средств на едином счете местного бюджета, доступного к распределению. 
Основные параметры исполнения бюджета ЗАТО Александровск за 2015 год:
Доходная часть бюджета ЗАТО Александровск в 2015 году исполнена в объеме – 2 182 138,69 тыс. рублей или 97,08 % от утвержденного плана. Исполнение плана по сбору налоговых и неналоговых поступлений составило - 783 686,45 тыс. рублей или 92,8 % от утвержденных бюджетных назначений. Исполнение по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ЗАТО Александровск доходов составило 1 398 452,24 тыс. рублей или 99,65 % от утвержденных бюджетных назначений.
Расходная часть местного бюджета ЗАТО Александровск в 2015 году исполнена в объеме 2 183 376,22 тыс. руб. или 96,08% от утвержденных бюджетных ассигнований, в том числе:
- общегосударственные вопросы – 180 477,05 тыс.рублей или 99,18% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 39 627,20 тыс.рублей или 98,47% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- национальная экономика – 166 120,98 тыс. рублей или 98,95% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 115 450,75 тыс. рублей или 95,42% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- образование – 1 444 401,73 тыс. рублей или 95,88% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- культура, кинематография – 174 119,81 тыс. рублей или 99,69% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- социальная политика – 49 233,74 тыс. рублей или 90,1% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- физическая культура и спорт – 1 383,47 тыс. рублей или 98,54% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- средства массовой информации – 1 425,00 тыс. рублей или 100,0% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- обслуживание государственного и муниципального долга – 11 136,49 тыс. рублей или 99,84% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Дефицит местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2014 № 99 (с изменениями на 25.12.2015 г.) утвержден в размере 24 735,64 тыс. рублей. 
Источниками финансирования дефицита бюджета определено изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме – 24 735,64 тыс. рублей. 
Фактический размер дефицита бюджета ЗАТО Александровск за 2015 год сложился в размере – 1 237,53 тыс. рублей, покрыт за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Кроме того в составе источников финансирования дефицита бюджета произведено погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в сумме –8 327,0 тыс. рублей.
2). Основное мероприятие «Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».
Внутренний муниципальный финансовый контроль в 2015 году осуществлялся в соответствии с Административным регламентом исполнения управлением финансов администрации ЗАТО Александровск муниципальной функции по осуществлению финансового контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств местного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Александровск от 24.05.2010 №738. С 25.03.2015 внутренний муниципальный финансовый контроль осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Александровск от 25.03.2015 №756. 
На отдел контрольно - ревизионной работы возложены задачи по осуществлению на территории ЗАТО Александровск последующего внутреннего муниципального финансового контроля. Основными целями контроля являются определение законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств местного бюджета и муниципального имущества. Последующий контроль осуществляется после совершения финансовых операций, в том числе путем проведения ревизий, проверок отчетности о результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества, выполнения муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В 2015 году ревизорами управления финансов администрации ЗАТО Александровск в составе 4-х специалистов проведено:
- 6 плановых финансовых проверок, в том числе одна переходящая с 2014 года:
1) плановая выездная проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и приносящей доход деятельности муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением культуры «Детский сад №1 «Якорек» комбинированного типа» за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
2) проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета муниципальным казенным учреждением «Служба городского хозяйства ЗАТО Александровск» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014;
3) плановая выездная проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным бюджетным учреждением культуры «Центр-книга» г.Снежногорска за период с 01.01.2014 по 31.12.2014;
4) плановая камеральная проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив ЗАТО Александровск» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014;
5) плановая камеральная проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета муниципальным казенным учреждением «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014;
6) плановая выездная проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным автономным учреждением образования «Комбинат школьного питания ЗАТО Александровск» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
- 2 внеплановые финансовые проверки, в том числе:
1) внеплановая камеральная проверка отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества и профессионального обучения» за период с 01.01.2014 по 31.03.2015;
2) внеплановая камеральная проверка отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа г.Снежногорск» ЗАТО Александровск Мурманской области за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, среди них:
- нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении и выполнении условий договоров с контрагентами;
- нарушения Трудового кодекса Российской Федерации при оформлении трудовых договоров с работниками, предоставлении отпусков, привлечении к работе в выходные и праздничные дни и др.;
- нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств;
- нарушения нормативных правовых актов по оплате труда муниципальных учреждений;
- нарушения Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, оформлении первичных документов, проведении инвентаризации имущества и обязательств, формировании учетной политики организации и др.
Всего в 2015 году проверено средств местного бюджета в общей сумме 430 261,3 тыс.руб.
По результатам проверок выявлено нарушений на общую сумму 4 865,61 тыс.руб., в том числе финансовых – 1 095,3 тыс.руб., из них подлежащих возврату в бюджет ЗАТО Александровск в сумме 299,9 тыс.руб. и на расчетные счета учреждений - 795,4 тыс.руб.
Возмещено в бюджет ЗАТО Александровск в 2015 году 193,6 тыс.руб., на расчетные счета учреждений - 767,8 тыс.руб.
По результатам проверок составлены акты (кроме акта плановой выездной проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета и средств от приносящей доход деятельности муниципальным автономным учреждением образования «Комбинат школьного питания ЗАТО Александровск» в связи с подписанием его в 2016 году). В 2015 году выписаны предписания об устранении нарушений законодательства (кроме предписания по результатам плановой камеральной проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета муниципальным казенным учреждением «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» в связи с подписанием акта проверки в 2016 году). В 2015 году руководителями проверенных организаций приняты меры и разработаны планы по устранению допущенных нарушений. Информация о принятых мерах представлена в управление финансов администрации ЗАТО Александровск.
Выявленные нарушения в ходе ревизии оперативно доводятся до сведения учредителей проверяемых организаций с целью недопущения нарушений другими подведомственными организациями. На основании анализа выявленных нарушений готовятся предложения по их устранению.
В 2015 году также проведено 5 плановых и 2 внеплановые проверки в сфере закупок согласно положениям по контрактной системе, в том числе в следующих организациях:
1) в муниципальном казенном учреждении «Служба городского хозяйства ЗАТО Александровск» - 1 плановая и 1 внеплановая проверки;
2) в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Центр-книга» г. Снежногорска;
3) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №6 «Светлячок» г.Гаджиево;
4) в муниципальном казенном учреждении «Муниципальный архив ЗАТО Александровск»;
5) в муниципальном казенном учреждении ЗАТО Александровск «Центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения»;
6) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №269 ЗАТО Александровск Мурманской области».
Также проверено 10 закупок с единственным поставщиком за счет средств местного бюджета, проведенных для устранения последствий, произошедших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Проверки проводились в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по контролю за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 07.03.2014 №575. Для проведения данных проверок согласно нормативным актам создана Инспекция из специалистов Управления финансов администрации. Для принятия решений по результатам проведения внеплановых проверок по информации о нарушении законодательства в сфере закупок, содержащего признаки административного правонарушения, создана Комиссия по осуществлению контроля в сфере закупок для муниципальных нужд ЗАТО Александровск.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений при формировании документации для закупки, при размещении и проведении закупок. Материалы по 1 плановой проверке, по которой были установлены нарушения, предусматривающие административную ответственность, направлены в Комитет по государственному и финансовому контролю по Мурманской области. Комитетом принято решение о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
В рамках реализации Подпрограммы 2 реализовано следующее основное мероприятие:
Кредитные ресурсы в рамках основного мероприятия «Управление муниципальным долгом» управлением финансов не осуществлялись.
В рамках реализации основного мероприятия «Исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств ЗАТО Александровск» был обеспечен расчет объема бюджетных ассигнований на уплату процентов за пользование бюджетными кредитами, привлеченными ранее, своевременное перечисление процентов и полное погашение бюджетного кредита в соответствии с графиком, установленным кредитным соглашением. 

По итогам проведения Министерством финансов Мурманской области ежегодного рейтинга качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области за 2015 год, комплексная оценка качества управлением бюджетным процессом в ЗАТО Александровск соответствует I степени качества (высокое качество управления бюджетным процессом). Среди городских округов ЗАТО Александровск по итогам 2016 года занимает I место.
По итогам проведения Министерством финансов Мурманской области ежегодного рейтинга муниципальных образований по уровню открытости бюджетных данных, ЗАТО Александровск так же является одним из лидеров и занимает III место.
В 2016 году муниципальное образование ЗАТО Александровск приняло участие в IX Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», который ежегодно проводится среди муниципальных районов и городских округов журналом «Бюджет» и Союзом финансистов России при поддержке Совета Федерации. Конкурс проводился по итогам 2015 года. ЗАТО Александровск стало победителем в специальной номинации «Лучшее закрытое административно-территориальное образование». 

III. Основные направления деятельности на 2016 – 2018 годы

Приоритетными направлениями бюджетной политики управления финансов администрации ЗАТО Александровск на среднесрочную перспективу являются:
- на сохранение социальной и финансовой стабильности в ЗАТО Александровск;
- на создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования;
- на совершенствование программно-целевого принципа управления общественными финансами;
- стимулирование инвестиционной деятельности и увеличение налогового потенциала;
- обеспечение функционирования эффективной системы предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных расходов и переориентацию бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений муниципальной политики;
- проведение социально- экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно-значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;
- обеспечение взаимосвязи направлений бюджетных расходов ЗАТО Александровск с приоритетами социально-экономической политики.