I. Общие положения
В докладе о результатах и основных направлениях деятельности (далее – доклад) управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов, управление) отражены результаты деятельности за 2016 год и определены основные направления деятельности на 2017 – 2019 годы.
Подготовка Доклада осуществлялась в целях реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии с Положением об управлении финансов администрации ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 06.04.2015 № 15, управление финансов является органом администрации ЗАТО Александровск, осуществляющим функции по выработке и проведению на территории ЗАТО Александровск единой муниципальной политики, правовому регулированию, внутреннему финансовому контролю, а также функции финансового органа администрации ЗАТО Александровск.
Управление является органом администрации ЗАТО Александровск, уполномоченным на осуществление функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Сфера деятельности управления финансов как финансового органа администрации ЗАТО Александровск определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 14.
Управление обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, обеспечивает формирование и эффективное исполнение бюджета муниципального образования, осуществляет в пределах своей компетенции муниципальный финансовый внутренний контроль, обеспечивает соблюдение законности и совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, организует исполнение бюджета муниципального образования на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Управление финансов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
Управление финансов подотчетно главе администрации ЗАТО Александровск.
Финансовое обеспечение деятельности управления финансов осуществляется за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск.
Деятельность управления ориентирована на внедрение принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом эффективного исполнения расходных обязательств.
Внешними условиями, необходимыми для достижения вышеуказанных целей, являются своевременное и качественное предоставление субъектами бюджетного планирования документов и материалов по вопросам составления и исполнения бюджета, а так же активные действия главных администраторов доходов по администрированию закрепленных за ними доходов, по совершенствованию системы финансового менеджмента в сфере установленных им функций.
Основная функция управления финансов состоит в обеспечении полного и своевременного выполнения расходных обязательств бюджета городского округа, установленных муниципальными правовыми актами, а также вытекающими из заключенных от имени муниципального образования договоров и соглашений.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансового обеспечения этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на достижение конечных общественно значимых результатов.
II. Результаты деятельности за 2016 год
Деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск осуществляется в рамках реализации мероприятий муниципальной программы ЗАТО Александровск «Эффективное управление муниципальными финансами и оптимизация муниципального долга ЗАТО Александровск» на 2014 - 2020 годы (далее – Программа), утвержденной постановлением администрации ЗАТО Александровск от 08.10.2013 № 2360.
В составе Программы утверждены две подпрограммы:
- подпрограмма 1 «Совершенствование финансовой и бюджетной политики» на 2014 - 2020 годы (далее – подпрограмма 1);
- подпрограмма 2 "Эффективное управление муниципальным долгом" на 2014 - 2020 годы (далее – подпрограмма 2).
В рамках реализации Подпрограммы 1 реализовано основное мероприятие «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в ЗАТО Александровск, осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».
В рамках данного мероприятия осуществляется основная деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов), в том числе функции по нормативному правовому регулированию бюджетного процесса в ЗАТО Александровск, совершенствованию планирования, исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, контроль в сфере закупок.
Основные результаты достигнутые в 2016 году:
а) проект решения «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016 год» (далее – проект бюджета) внесен в Совет депутатов ЗАТО Александровск 24 ноября 2015 года в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, с учетом норм, установленных Федеральным законом от 30.09.2015 № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» и решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.10.2015 № 47 «Об особенностях составления и утверждения проекта местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016 год и о внесении изменений в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск».
В основу формирования расходной части проекта бюджета был положен программно-целевой метод планирования.
Проект бюджета прошел все процедуры, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, и был принят с учетом поправок, внесенных ко 2 чтению с учетом результатов публичных слушаний.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2016 год утвержден решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 25.12.2015 № 62 (далее – решение о бюджете) в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск.
б) местный бюджет ЗАТО Александровск на 2016 год принят к исполнению в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 31.12.2015 № 2819 «О мерах по реализации решения Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016».
Исполнение решения о бюджете в 2016 году было организовано на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана местного бюджета в соответствии с установленном управлением финансов порядке.
Формирование, утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств местного бюджета осуществлено в порядке и в сроки установленные приказом управления финансов. Нарушений не зафиксировано.
Финансовое обеспечение расходных обязательств местного бюджета осуществлялось путем доведения до главных распорядителей средств местного бюджета предельных объемов финансирования в установленном управлением финансов порядке.
Предельные объемы финансирования формировались с учетом остатка средств на едином счете местного бюджета, доступного к распределению.
Основные параметры исполнения бюджета ЗАТО Александровск за 2016 год:
Доходная часть бюджета ЗАТО Александровск в 2016 году исполнена в объеме – 2 146 633 984,61 рублей или 100,1 % от утвержденного плана. Исполнение плана по сбору налоговых и неналоговых поступлений составило - 793 385 932,62 рублей или 101,8% от утвержденных плановых назначений. Исполнение по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ЗАТО Александровск доходов составило 1 353 248 051,99 рублей или 99,15 % от утвержденных бюджетных назначений.
Расходная часть местного бюджета ЗАТО Александровск в 2016 году исполнена в объеме 2 185 010 875,01 рублей или 98,35% от утвержденных бюджетных ассигнований, в том числе:
- общегосударственные вопросы – 187 506 884,95 рублей или 95,58% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность –37 588 519,04 рублей или 98,78% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- национальная экономика –190 759 481,68 рублей или 95,21 % от утвержденных бюджетных ассигнований;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 139 852 814,58 рублей или 98,79% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- образование – 1 366 622 821,00 рублей или 99% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- культура, кинематография – 177 656 783,29 рублей или 99,85% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- социальная политика – 58 871 903,02 рублей или 96,51% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- физическая культура и спорт – 1 344 341,70 рублей или 96,02% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- средства массовой информации – 1 425 000,00 рублей или 100,0% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- обслуживание государственного и муниципального долга – 11 037 933,61 тыс. рублей или 100% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Дефицит местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016 год согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 25.12.2015 № 62 (с изменениями на 14.12.2016 г.) утвержден в размере 77 438 362,27 рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета определено:
- «Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации» в сумме – 21 750 000,00 рублей;
- «Изменение остатков средств» – 55 688 362,27 рублей.
Фактический размер дефицита бюджета ЗАТО Александровск за 2015 год сложился в размере – 38 376 890,4 рублей, покрыт за счет:
- «Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации» в сумме – 21 750 000,00 рублей;
- «Изменение остатков средств» – 16 626 890,4 рублей.
Внутренний муниципальный финансовый контроль.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в 2016 году осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Александровск от 25.03.2015 №756.
На отдел контрольно - ревизионной работы возложены задачи по осуществлению на территории ЗАТО Александровск внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Основными задачами контроля являются определение законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств местного бюджета и муниципального имущества. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется после совершения финансовых операций, в том числе путем проведения ревизий, проверок отчетности о результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества, выполнения муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
За 12 месяцев 2016 года ревизорами управления финансов администрации ЗАТО Александровск в составе 4-х специалистов проведены:
- 6 плановых ревизий финансово - хозяйственной деятельности учреждений:
Плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Совета депутатов ЗАТО Александровск за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения ЗАТО Александровск «Центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения молодежной политики «Центр гражданско – патриотического воспитания молодежи» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности управления культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия за период финансово – хозяйственной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Звездочка» за период с 01.01.2015 по 30.09.2016.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №2 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений в сфере бюджетных правоотношений, среди них:
- нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств;
- нарушения нормативных правовых актов по оплате труда муниципальных учреждений;
- нарушения приказа Минфина России от 06.12.2010 №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
- нарушения приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»; приказа Минфина России от 30.03.2015 №52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и других нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, оформлении первичных документов, проведении инвентаризации имущества и обязательств, формировании учетной политики организации и др.
Также установлены нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении и выполнении условий договоров с контрагентами; Трудового кодекса Российской Федерации при оформлении трудовых договоров с работниками, предоставлении отпусков, привлечении к работе в выходные и праздничные дни и др.;
Всего за 12 месяцев 2016 года проверено средств местного бюджета в общей сумме 155 557,11 тыс.руб.
По результатам ревизий выявлено нарушений на общую сумму 1 744,20 тыс.руб., в том числе подлежащих возврату в бюджет ЗАТО Александровск в сумме 605,76 тыс.руб.
Возмещено в бюджет ЗАТО Александровск за 12 месяцев 2016 года 283,62 тыс.руб.
По результатам проверок составлены акты, направлены в адрес учреждений предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства и иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях. Руководителями проверенных организаций приняты меры и разработаны планы по устранению допущенных нарушений. Информация о принятых мерах представлена в управление финансов администрации ЗАТО Александровск.
Выявленные нарушения в ходе ревизии оперативно доводятся до сведения учредителей проверяемых организаций с целью недопущения нарушений другими подведомственными организациями. На основании анализа выявленных нарушений готовятся предложения по их устранению.
За 12 месяцев 2016 года также проведено 6 плановых проверок в сфере закупок в рамках полномочий на осуществление контроля в сфере закупок согласно пункту 1 части 1 статьи 99 Закона РФ №44-ФЗ, в том числе в следующих организациях:
- в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №7 «Пингвиненок»;
- в муниципальном казенном учреждении ЗАТО Александровск «Центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения»;
- в муниципальном бюджетном учреждении молодежной политики «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи»;
- в муниципальном бюджетном учреждении культуры ЗАТО Александровск «Центр творчества и досуга г.Гаджиево»;
- в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №5 «Звездочка»;
- в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия».
Также проведена 1 проверка в сфере закупок в рамках полномочий на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Закона РФ №44-ФЗ в рамках плановой выездной ревизии финансово – хозяйственной деятельности управления культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
За 12 месяцев 2016 года проверена 1 закупка с единственным поставщиком за счет средств местного бюджета, проведенная в связи с устранением последствий, произошедших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Проведено согласование 1 контракта с единственным исполнителем по результатам признания несостоявшимся открытого конкурса.
Проверки проводились в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по контролю за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 07.03.2014 №575. Для проведения данных проверок согласно нормативным актам создана Инспекция из специалистов Управления финансов администрации. Для принятия решений по результатам проведения внеплановых проверок по информации о нарушении законодательства в сфере закупок, содержащего признаки административного правонарушения, создана Комиссия по осуществлению контроля в сфере закупок для муниципальных нужд ЗАТО Александровск.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены незначительные нарушения при формировании планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, при формировании документации для закупки, при размещении и проведении закупок, при размещении информации об исполнении заключенных контрактов, не повлиявшие на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с незначительностью выявленных нарушений законодательства в сфере закупок, а так же выявлением нарушений, ответственность за которые не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения о результатах проверок, а также информация о фактах нарушения законодательства в сфере закупок, в Комитет по государственному и финансовому контролю по Мурманской области для составления протокола об административном правонарушении не направлялись.
В рамках реализации Подпрограммы 2 реализовано основное мероприятие «Исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств ЗАТО Александровск».
В рамках вышеуказанного мероприятия было обеспечено своевременное перечисление процентов за пользование кредитными средствами в соответствии с графиками, установленными кредитными договорами (соглашениями).
По итогам проведения Министерством финансов Мурманской области ежегодного рейтинга качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области за 2016 год, комплексная оценка качества управлением бюджетным процессом в ЗАТО Александровск соответствует I степени качества (высокое качество управления бюджетным процессом). Среди городских округов ЗАТО Александровск по итогам 2016 года занимает II место.
По итогам проведения Министерством финансов Мурманской области ежегодного рейтинга муниципальных образований по уровню открытости бюджетных данных, ЗАТО Александровск так же является одним из лидеров и занимает III место.
III. Основные направления деятельности на 2017 – 2019 годы
Приоритетными направлениями бюджетной политики управления финансов администрации ЗАТО Александровск на среднесрочную перспективу являются:
- продолжить работу по созданию стимулов для более рационального и экономного расходования бюджетных средств, используемых на оказание муниципальных услуг, посредством оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму муниципальных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления, а также передать услуги (работы), не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, профильному органу. Кроме того, работы, стоимость которых возможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переквалифицированы в услуги, а работы, стоимость которых невозможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переданы на рынок;
- продолжить развитие внутреннего муниципального финансового контроля. В дальнейшем при организации деятельности органов финансового надзора акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование.
Реализация полномочия по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных целевых программ в конечном итоге должна обеспечить получение оценки результатов программно-ориентированного бюджетирования в целом и на уровне каждой программы. Такой подход позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений.
- обеспечить открытость деятельности, в том числе доступность информации о бюджетных процедурах и направленности финансовых потоков в бюджете.
В указанных целях планируется:
- ввести мониторинг открытости бюджетных данных главных распорядителей средств местного бюджета;
- расширить состав и содержание информации о бюджете и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск на официальном сайте ЗАТО Александровск.
Публичности процесса управления общественными финансами будет способствовать дальнейшее совершенствование формата представления для граждан информации о расходах бюджетов с учетом структурирования бюджетных данных в разрезе целевых групп заинтересованных пользователей (например: пенсионеры, студенты, военнослужащие).
Политика в области муниципального долга ЗАТО Александровск будет направлена на:
- обеспечение обоснованного и безопасного объема и структуры муниципального долга;
- исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет, в том числе на пополнение остатков средств на счете местного бюджета;
- размещение информации о муниципальном долге ЗАТО Александровск в электронных средствах массовой информации на основе открытости и прозрачности.
В докладе о результатах и основных направлениях деятельности (далее – доклад) управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов, управление) отражены результаты деятельности за 2016 год и определены основные направления деятельности на 2017 – 2019 годы.
Подготовка Доклада осуществлялась в целях реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии с Положением об управлении финансов администрации ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 06.04.2015 № 15, управление финансов является органом администрации ЗАТО Александровск, осуществляющим функции по выработке и проведению на территории ЗАТО Александровск единой муниципальной политики, правовому регулированию, внутреннему финансовому контролю, а также функции финансового органа администрации ЗАТО Александровск.
Управление является органом администрации ЗАТО Александровск, уполномоченным на осуществление функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Сфера деятельности управления финансов как финансового органа администрации ЗАТО Александровск определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 14.
Управление обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, обеспечивает формирование и эффективное исполнение бюджета муниципального образования, осуществляет в пределах своей компетенции муниципальный финансовый внутренний контроль, обеспечивает соблюдение законности и совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, организует исполнение бюджета муниципального образования на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Управление финансов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
Управление финансов подотчетно главе администрации ЗАТО Александровск.
Финансовое обеспечение деятельности управления финансов осуществляется за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск.
Деятельность управления ориентирована на внедрение принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом эффективного исполнения расходных обязательств.
Внешними условиями, необходимыми для достижения вышеуказанных целей, являются своевременное и качественное предоставление субъектами бюджетного планирования документов и материалов по вопросам составления и исполнения бюджета, а так же активные действия главных администраторов доходов по администрированию закрепленных за ними доходов, по совершенствованию системы финансового менеджмента в сфере установленных им функций.
Основная функция управления финансов состоит в обеспечении полного и своевременного выполнения расходных обязательств бюджета городского округа, установленных муниципальными правовыми актами, а также вытекающими из заключенных от имени муниципального образования договоров и соглашений.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансового обеспечения этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на достижение конечных общественно значимых результатов.
II. Результаты деятельности за 2016 год
Деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск осуществляется в рамках реализации мероприятий муниципальной программы ЗАТО Александровск «Эффективное управление муниципальными финансами и оптимизация муниципального долга ЗАТО Александровск» на 2014 - 2020 годы (далее – Программа), утвержденной постановлением администрации ЗАТО Александровск от 08.10.2013 № 2360.
В составе Программы утверждены две подпрограммы:
- подпрограмма 1 «Совершенствование финансовой и бюджетной политики» на 2014 - 2020 годы (далее – подпрограмма 1);
- подпрограмма 2 "Эффективное управление муниципальным долгом" на 2014 - 2020 годы (далее – подпрограмма 2).
В рамках реализации Подпрограммы 1 реализовано основное мероприятие «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в ЗАТО Александровск, осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».
В рамках данного мероприятия осуществляется основная деятельность управления финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – управление финансов), в том числе функции по нормативному правовому регулированию бюджетного процесса в ЗАТО Александровск, совершенствованию планирования, исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, контроль в сфере закупок.
Основные результаты достигнутые в 2016 году:
а) проект решения «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016 год» (далее – проект бюджета) внесен в Совет депутатов ЗАТО Александровск 24 ноября 2015 года в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, с учетом норм, установленных Федеральным законом от 30.09.2015 № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» и решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.10.2015 № 47 «Об особенностях составления и утверждения проекта местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016 год и о внесении изменений в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск».
В основу формирования расходной части проекта бюджета был положен программно-целевой метод планирования.
Проект бюджета прошел все процедуры, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, и был принят с учетом поправок, внесенных ко 2 чтению с учетом результатов публичных слушаний.
Местный бюджет ЗАТО Александровск на 2016 год утвержден решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 25.12.2015 № 62 (далее – решение о бюджете) в пределах срока, установленного Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск.
б) местный бюджет ЗАТО Александровск на 2016 год принят к исполнению в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 31.12.2015 № 2819 «О мерах по реализации решения Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016».
Исполнение решения о бюджете в 2016 году было организовано на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана местного бюджета в соответствии с установленном управлением финансов порядке.
Формирование, утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств местного бюджета осуществлено в порядке и в сроки установленные приказом управления финансов. Нарушений не зафиксировано.
Финансовое обеспечение расходных обязательств местного бюджета осуществлялось путем доведения до главных распорядителей средств местного бюджета предельных объемов финансирования в установленном управлением финансов порядке.
Предельные объемы финансирования формировались с учетом остатка средств на едином счете местного бюджета, доступного к распределению.
Основные параметры исполнения бюджета ЗАТО Александровск за 2016 год:
Доходная часть бюджета ЗАТО Александровск в 2016 году исполнена в объеме – 2 146 633 984,61 рублей или 100,1 % от утвержденного плана. Исполнение плана по сбору налоговых и неналоговых поступлений составило - 793 385 932,62 рублей или 101,8% от утвержденных плановых назначений. Исполнение по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ЗАТО Александровск доходов составило 1 353 248 051,99 рублей или 99,15 % от утвержденных бюджетных назначений.
Расходная часть местного бюджета ЗАТО Александровск в 2016 году исполнена в объеме 2 185 010 875,01 рублей или 98,35% от утвержденных бюджетных ассигнований, в том числе:
- общегосударственные вопросы – 187 506 884,95 рублей или 95,58% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность –37 588 519,04 рублей или 98,78% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- национальная экономика –190 759 481,68 рублей или 95,21 % от утвержденных бюджетных ассигнований;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 139 852 814,58 рублей или 98,79% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- образование – 1 366 622 821,00 рублей или 99% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- культура, кинематография – 177 656 783,29 рублей или 99,85% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- социальная политика – 58 871 903,02 рублей или 96,51% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- физическая культура и спорт – 1 344 341,70 рублей или 96,02% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- средства массовой информации – 1 425 000,00 рублей или 100,0% от утвержденных бюджетных ассигнований;
- обслуживание государственного и муниципального долга – 11 037 933,61 тыс. рублей или 100% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Дефицит местного бюджета ЗАТО Александровск на 2016 год согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 25.12.2015 № 62 (с изменениями на 14.12.2016 г.) утвержден в размере 77 438 362,27 рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета определено:
- «Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации» в сумме – 21 750 000,00 рублей;
- «Изменение остатков средств» – 55 688 362,27 рублей.
Фактический размер дефицита бюджета ЗАТО Александровск за 2015 год сложился в размере – 38 376 890,4 рублей, покрыт за счет:
- «Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации» в сумме – 21 750 000,00 рублей;
- «Изменение остатков средств» – 16 626 890,4 рублей.
Внутренний муниципальный финансовый контроль.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в 2016 году осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Александровск от 25.03.2015 №756.
На отдел контрольно - ревизионной работы возложены задачи по осуществлению на территории ЗАТО Александровск внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Основными задачами контроля являются определение законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств местного бюджета и муниципального имущества. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется после совершения финансовых операций, в том числе путем проведения ревизий, проверок отчетности о результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества, выполнения муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
За 12 месяцев 2016 года ревизорами управления финансов администрации ЗАТО Александровск в составе 4-х специалистов проведены:
- 6 плановых ревизий финансово - хозяйственной деятельности учреждений:
Плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Совета депутатов ЗАТО Александровск за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения ЗАТО Александровск «Центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения молодежной политики «Центр гражданско – патриотического воспитания молодежи» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности управления культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Плановая выездная ревизия за период финансово – хозяйственной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Звездочка» за период с 01.01.2015 по 30.09.2016.
Плановая выездная ревизия финансово – хозяйственной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №2 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены факты нарушений в сфере бюджетных правоотношений, среди них:
- нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств;
- нарушения нормативных правовых актов по оплате труда муниципальных учреждений;
- нарушения приказа Минфина России от 06.12.2010 №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
- нарушения приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»; приказа Минфина России от 30.03.2015 №52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и других нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, оформлении первичных документов, проведении инвентаризации имущества и обязательств, формировании учетной политики организации и др.
Также установлены нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении и выполнении условий договоров с контрагентами; Трудового кодекса Российской Федерации при оформлении трудовых договоров с работниками, предоставлении отпусков, привлечении к работе в выходные и праздничные дни и др.;
Всего за 12 месяцев 2016 года проверено средств местного бюджета в общей сумме 155 557,11 тыс.руб.
По результатам ревизий выявлено нарушений на общую сумму 1 744,20 тыс.руб., в том числе подлежащих возврату в бюджет ЗАТО Александровск в сумме 605,76 тыс.руб.
Возмещено в бюджет ЗАТО Александровск за 12 месяцев 2016 года 283,62 тыс.руб.
По результатам проверок составлены акты, направлены в адрес учреждений предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства и иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях. Руководителями проверенных организаций приняты меры и разработаны планы по устранению допущенных нарушений. Информация о принятых мерах представлена в управление финансов администрации ЗАТО Александровск.
Выявленные нарушения в ходе ревизии оперативно доводятся до сведения учредителей проверяемых организаций с целью недопущения нарушений другими подведомственными организациями. На основании анализа выявленных нарушений готовятся предложения по их устранению.
За 12 месяцев 2016 года также проведено 6 плановых проверок в сфере закупок в рамках полномочий на осуществление контроля в сфере закупок согласно пункту 1 части 1 статьи 99 Закона РФ №44-ФЗ, в том числе в следующих организациях:
- в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №7 «Пингвиненок»;
- в муниципальном казенном учреждении ЗАТО Александровск «Центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения»;
- в муниципальном бюджетном учреждении молодежной политики «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи»;
- в муниципальном бюджетном учреждении культуры ЗАТО Александровск «Центр творчества и досуга г.Гаджиево»;
- в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №5 «Звездочка»;
- в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия».
Также проведена 1 проверка в сфере закупок в рамках полномочий на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Закона РФ №44-ФЗ в рамках плановой выездной ревизии финансово – хозяйственной деятельности управления культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
За 12 месяцев 2016 года проверена 1 закупка с единственным поставщиком за счет средств местного бюджета, проведенная в связи с устранением последствий, произошедших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Проведено согласование 1 контракта с единственным исполнителем по результатам признания несостоявшимся открытого конкурса.
Проверки проводились в соответствии с Порядком осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по контролю за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 07.03.2014 №575. Для проведения данных проверок согласно нормативным актам создана Инспекция из специалистов Управления финансов администрации. Для принятия решений по результатам проведения внеплановых проверок по информации о нарушении законодательства в сфере закупок, содержащего признаки административного правонарушения, создана Комиссия по осуществлению контроля в сфере закупок для муниципальных нужд ЗАТО Александровск.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены незначительные нарушения при формировании планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, при формировании документации для закупки, при размещении и проведении закупок, при размещении информации об исполнении заключенных контрактов, не повлиявшие на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с незначительностью выявленных нарушений законодательства в сфере закупок, а так же выявлением нарушений, ответственность за которые не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения о результатах проверок, а также информация о фактах нарушения законодательства в сфере закупок, в Комитет по государственному и финансовому контролю по Мурманской области для составления протокола об административном правонарушении не направлялись.
В рамках реализации Подпрограммы 2 реализовано основное мероприятие «Исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств ЗАТО Александровск».
В рамках вышеуказанного мероприятия было обеспечено своевременное перечисление процентов за пользование кредитными средствами в соответствии с графиками, установленными кредитными договорами (соглашениями).
По итогам проведения Министерством финансов Мурманской области ежегодного рейтинга качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области за 2016 год, комплексная оценка качества управлением бюджетным процессом в ЗАТО Александровск соответствует I степени качества (высокое качество управления бюджетным процессом). Среди городских округов ЗАТО Александровск по итогам 2016 года занимает II место.
По итогам проведения Министерством финансов Мурманской области ежегодного рейтинга муниципальных образований по уровню открытости бюджетных данных, ЗАТО Александровск так же является одним из лидеров и занимает III место.
III. Основные направления деятельности на 2017 – 2019 годы
Приоритетными направлениями бюджетной политики управления финансов администрации ЗАТО Александровск на среднесрочную перспективу являются:
- продолжить работу по созданию стимулов для более рационального и экономного расходования бюджетных средств, используемых на оказание муниципальных услуг, посредством оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму муниципальных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления, а также передать услуги (работы), не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, профильному органу. Кроме того, работы, стоимость которых возможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переквалифицированы в услуги, а работы, стоимость которых невозможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переданы на рынок;
- продолжить развитие внутреннего муниципального финансового контроля. В дальнейшем при организации деятельности органов финансового надзора акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование.
Реализация полномочия по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных целевых программ в конечном итоге должна обеспечить получение оценки результатов программно-ориентированного бюджетирования в целом и на уровне каждой программы. Такой подход позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений.
- обеспечить открытость деятельности, в том числе доступность информации о бюджетных процедурах и направленности финансовых потоков в бюджете.
В указанных целях планируется:
- ввести мониторинг открытости бюджетных данных главных распорядителей средств местного бюджета;
- расширить состав и содержание информации о бюджете и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск на официальном сайте ЗАТО Александровск.
Публичности процесса управления общественными финансами будет способствовать дальнейшее совершенствование формата представления для граждан информации о расходах бюджетов с учетом структурирования бюджетных данных в разрезе целевых групп заинтересованных пользователей (например: пенсионеры, студенты, военнослужащие).
Политика в области муниципального долга ЗАТО Александровск будет направлена на:
- обеспечение обоснованного и безопасного объема и структуры муниципального долга;
- исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет, в том числе на пополнение остатков средств на счете местного бюджета;
- размещение информации о муниципальном долге ЗАТО Александровск в электронных средствах массовой информации на основе открытости и прозрачности.